вторник, 9 апреля 2013 г.

Влад III Валашский

Мумифицировавшийся трупик старого сайта переехал с народа на укоз. Не особо приятно, но в целом пофиг и не это главное. При просмотре не сломалось ли чего обнаружил несколько заметок, которые не относятся к школьному юмору, а претендуют на небольшое историческое исследование. Прошу строго стиль не судить, писалось это лет 7 назад, а править стилистику сейчас не хочется. Итак, первая из двух заметок "из детства", которые хочу вам представить:

Влад III Валашский

Все знают Дракулу, многие знают Влада Цепеша, но мало тех, кто знает Влада III Валашского...
  
Все знают, или хотя бы уже догадались, что это один и тот же человек. Бесспорно правда то, что это всё имена одного и того же человека, но правильнее было бы выразится, что это три ипостаси одного и того же человека. Для полноты портрета попытаемся понять каждую сущность в отдельности. 




ИПОСТАСЬ ПЕРВАЯ :
ВЛАД III ВАЛАШСКИЙ
 
Влад III Валашский (1431-1477), из рода Басарабов, правил княжеством Валахией, территория современной Румынии. Вёл оборонительные войны от наступавших на Европу турок - османов. Погиб в одной из многочисленных стычек. Похоронен в монастыре в Снагове.
  
Вот всё, что имеет сказать нам о Владе Валашском энциклопедический словарь, и это даже много, большинство из них вообще считают его недостойным своего внимания. А ведь современным положением Румыния во многом обязана ему. Именно он провёл в начале XV века ряд реформ: Провёл освободительную реформу, целью которой было понизить зависимость крестьян и ремесленников от дворян, позволившую крестьянам и ремесленникам вкладывать излишки производства в развитие, а не в сундуки дворян; продвинул из низов наиболее талантливых ремесленников, которые создали в Валахии некое подобие венецианских гильдий; привёз в Валахию игрушку, которой только начинали забавляться величайшие королевские дворы того времени, а именно книгопечатанье, одновременно с этим он строил церкви и монастыри, основал Бухарест. Все эти реформы позволили Валахии ни в чём не уступать европейским дворам того времени, лишь одно, как тогда казалось одно, омрачало блаженство князя --- Валахия не обладала выходом к морю и, значит, не имела возможности мировой торговли.
  
Но только князь собрался пробиваться к морю, как в соседней Венгрии заприметили чудесное княжество, которое процветало и наливалось соками, столь необходимыми для разорившегося двора. Для начала венгерский король Матьяш Корвинус, которого, кстати, Влад сам же и посадил на венгерский престол, применил самый простой план: он зазвал «дорогого брата» в гости. С начала всё было очень мило: балы, фейерверки, фаворитки короля, а потом хмельного Влада хватают прямо из спальни одной из фавориток и волокут в темницу. В этой истории была ещё одна подоплёка, Матьяш получил от Папы деньги на войну с турками, которые он, разумеется, пропил. Нужно было за них как-то отчитываться, и вот, в королевскую голову пришла гениальная идея: свалить всё на Влада, наверно за это его в современной Венгрии чуть ли не боготворят. Что и прошло как нельзя лучше. Для приехавших папских посланников устраивается целое представление с подметными письмами и толпами жалобщиков, рассказывающих про зверства князя. Посланники подивились подлости предателя и довольные уехали. В Валахии же воцаряется брат Влада Раду, по прозванию Красивый. Кажется, всё складывается для Матьяша как нельзя лучше, но вот незадача, братец 26 ноября 1474 года перешёл в стан турков. Венгрия в шоке, срочно освобождают Влада, и он снова воцаряется в родном княжестве. Всё вроде снова хорошо, ан, нет, Влад отказывается подчиняться Румынии. И тогда начинаются годы дворцовых интриг, междоусобных войн и предательств, которые в результате и погубят князя, но не мирного просвещённого правителя, а закалённого в предательствах и битвах Влада Цепеша, Влада «сажателя-на-кол»

ИПОСТАСЬ ВТОРАЯ :
ВЛАД ЦЕПЕШ

«Цепеш» - турецкое слово буквально означающее «сажатель-на-кол». Уже одно прозвище в слабонервных людей вселяет ужас, но насколько оно справедливо? Впервые это прозвище упоминается в 1461 году в летописи турецкого историка сопровождавшего армию в походе на Венгрию, Валахию и Трансильванию.
  
Приведу вкратце историю первого турецкого похода на Валахию. Сначала всё шло как обычно, не встречавшие особого сопротивления турки углублялись в территорию Валахии. Но, вдруг, случилось неожиданное, на подходе к крепости Влада турки потеряли авангард. Просто взяли и потеряли, выслали его вперёд, сами где-то задержались, а потом наткнулись на горку лошадиных трупов. Казалось бы обычное дело на войне. Но что самое главное, они не нашли ни одного человеческого тела, ни одного. Турки, конечно, догадались, чьих это рук дело и кинулись к замку князя. Нужно отдать должное Владу, он всегда выбирал неприступные места для своего обитания, и этот замок не оказался исключением, он стоял на высокой скале, и к нему вела единственная дорога, которая, кроме того, вилась по узкому ущелью. Представьте себе ужас турков, когда они увидели свой авангард насаженный на колы вдоль дороги. Сначала турки воспылали гневом, потом они стал прятать взор, ну а когда увидели замок, они развернулись и нестройными рядами по-бе-жа-ли! Что же они такое увидели? А увидели они следующее: у ворот стоял лес из позолоченных кольев, на которых сидели офицеры авангарда, а среди этого леса был накрыт стол, за которым сидел князь Влад и мирно трапезничал. Наиболее просвещённые наши читатели, с лёгкостью узнали в этой истории наиболее популярный ужастик про Князя.
  
Я специально начал не с самого начала истории Влада, чтобы читатель мог понять отношение турков и Влада. А ведь главная интрига заключается в детстве юного Князя. В детстве, которое проходило среди турков, потому что отец Влада отдал его в качестве «залога дружбы» в плен. Конечно, сообразительный читатель сразу догадается, чего там насмотрелся любопытный мальчик. Насмотрелся он там действительно многого, в том числе и насаженные на кол головы врагов Империи.
  
Но не следует считать, что Князь Влад использовал только панический ужас турков. Его излюбленной тактикой были быстрые ночные конные атаки, которые возможно и послужили прототипом стокеровских летучих мышей. Ведь конники, несущиеся на вас в темноте и с развевающимися на ветру плащами похожи на стаю летучих мышей. В историю вошла одна особо кровавая такая вылазка. Когда турецкие войска уже стояли у столицы княжества Тырговиште, Влад совершил рейд с 7 000 воинов, намереваясь убит султана, и тем самым остановить агрессию. Убить султана князю, правда, не удалось, но во время паники в темноте было убито порядка 20 000 турков, тогда как потери Влада составили едва ли два десятка воинов.
  
Как нетрудно видеть, турки, вторгшиеся на территорию земель Князя, сами на себя навлекли его гнев. Как говорится, кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.
  
Любители сделать из Князя страшилку, так же любят вспоминать «безвинных» жертв «княжеского произвола» (даже находились некоторые личности, которые называли Сталина Дракулой). Как уже говорилось в ипостаси первой, Влад III Валашский был талантливым правителем. Его люди богатели, страна процветала. Но как подмечено историей, где деньги --- там и проблемы. И, правда, как мухи на мёд в Валахию начали стекаться подозрительные личности: шлюхи, мошенники и воры всех мастей. Разбойников не успевали отлавливать, росло пьянство в сёлах, страна катилась в нищету, из которой недавно с таким трудом удалось её поднять. И уже Влад Цепеш решил действовать, он велел ловить живьём разбойников, провёл ряд рейдов по трактирам и публичным домам. Когда же тюрьмы оказались переполненными, Влад претворил свой замысел в жизнь, всех пойманных вывели на улицу, и что же они увидели? А увидели они лес колов, которые ждали именно их. После этого количество разбоев резко сократилось, а пьянство почти полностью исчезло. С чего бы это?
  
Количество казнённых тогда действительно впечатляет, но это никак не легендарные десятки тысяч. Против этого говорит два факта. Во-первых, слухи о таких массовых казнях не могли, не докатится до Европы, где непременно попали бы в многочисленные хроники, а таких записей нет. Следовательно, Европа расценивала эти казни как внутри княжеские дела Влада, а значит, они не были настолько огромны. Во-вторых, если сложить ежегодные казни, то получается, что либо румыны плодились как кролики, либо Князь казнил от 50 до 100% населения своего государства, а если учесть, сколько народу погибло на войне с турками, то мы имеем жителей, которые как кошки умирают несколько раз. С такими числами и правда получается княжество нежити.
  
Как это не печально, но «сажатель-на-кол» в конце своего жизненного пути сам оказался на колу. В последней битве, когда он, истерзанный многочисленными предательствами, с последними верными ему людьми пытался отбить крепость он погиб.
  
Согласно версии XV века, в бою Влада III приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, отрубив голову мертвому князю, законсервировали ее в меду и доставили в качестве трофея султану?
  
Отрубленная голова Князя потом красовалась на колу перед султанским дворцом. А спустя некоторое время исчезла, розыски ничего не дали: голову не нашли. Именно это, дало повод некоторым мистикам утверждать, что Князь жив до сих пор.

ИПОСТАСЬ ТРЕТЬЯ:
ГРАФ ДРАКУЛА

1518 год. Профессор теологии Мартин Лютер проповедует отречение от папской церкви. Для борьбы с ним отправлены лучшие богословы Священной Римской Империи, пока только богословы, но скоро за ними отправятся солдаты. И вот в одной из деревень им удаётся встретиться с Еретиком. Теологические споры ничего не дали, на любую цитату из церковного трактата Лютер приводил свою, спор мог продолжаться вечно, но так как книги были написаны на латинском языке в окружающей толпе их, конечно, никто не понимал. Толпа постепенно редела, в конце концов сойдя на нет. Когда же богословы это заметили, они поняли всю бессмысленность споров. Лютер довольный удалился на покой, а монахи оказались в затруднительном положении: с одной стороны всё их искусство оказалось бесполезным, с другой, они не были лишены человечности и искренне не хотели, чтобы в этот край пришла гражданская война. Но решение пришло само. На одного крестьянина напал волк и он, чувствуя свой скорый конец, хотел исповедаться. По расспросив умирающего, монахи узнали, что в округе обитает стая гигантских волков, от которых сильно страдают местные жители. На утро Лютер и его сподвижники проснулись на кострище. Из обвинения они узнали, что их считают оборотнями, при попытке же высмеять всю абсурдность этой идеи Лютеру показали его одежду, которая была разорвана и испачкана в волчьей шерсти. В тот раз от костра его спас отряд княжеских воинов, неизвестно какими судьбами оказавшийся в деревне. Потом, конечно, этих волков изловили, лютеранство принимало всё больший размах, но идею, которая почти привела к победе, монахи запомнили…
  
Ну что впечатляет размах монашеской хитрости? Матьяшу Корвинусу, королю венгерскому, такие идеи даже не снились, у него всё было просто: посадил в тюрьму, посмотрел какие «висяки» имеются и под суд. Как показала практика, такой способ оказался достаточно действенен, но действенен против такого же простого князя, а вот когда приходится бороться с Еретиком, в дело вступает изощрённый инквизиторский ум.
  
Но какой же еретик из князя Влада: строил церкви, изводил пьянство, кромсал турок кучами? А вот как это не прискорбно еретиком он был, даже Еретиком с большой буквы, всякие лютеране и гугеноты ему и в подмётки не годились! Многие знают, что прозвище Дракула, более позднее произношения румынского Драколя, буквально значит «сын дракона». Известно, что отец Дракулы был магистром Ордена Дракона. По официальной версии орден был образован для борьбы с турецкими захватчиками, Орден, конечно, боролся Портой, но было ли это его главной задачей? Всё больше возникает версий, что в основе Ордена лежала не борьба с иноверцами, а некое еретическое учение. По найденным иконам, изображающим дракона, исследователи сделали вывод, что это по этому учению Святой Георгий не победил дракона. Казалось бы, что такого, ну не убил, кто-нибудь другой бы убил, а может, и сам издох. Но заглянем в «Демонологию»:
  
ЛЕВИАФАН (Дракон, Drakon) – демон, один из трех падших правителей ордена серафимов, упомянут в Книге Иова, Псалмах и в Апокалипсисе. Один из царей бездны (Иова 41:26). В форме Змея проник в Эдем и соблазнил первых людей. Святой Георгий сразился с ним и поразил его пикой в африканской пустыне. Причем, по одной из версий, останками силы Левиафана причастились люди (Псалтырь 73:14). По другим версиям, гибель Левиафана была слишком преувеличена. После сражения он отступил в первозданную бездну (abyssos), где и поныне спит за пределами ада Сатаны (Иова 3:8, Псалтырь 103:26). В Апокалипсисе сказано, что Святой Георгий победил Левиафана на 1000 божественных лет или на 365 миллионов лет земных (1 божественный день = 1000 лет) (Апокалипсис 20:2-3).
  
Представили, что вытекает из того, что Левиафан жив? Правда одним из возможных вариантов полного учения является идея, что султан --- это Зверь, а турецкое нашествие это Последняя Битва. Если учесть, что по современному сатанинскому учению Левиафан, Бегемот и Зверь сразятся за наследство Сатаны, причём Бегемот поведёт за собой Армию людей, то всё складывается в красивую картину: Орден Дракона как Левиафан, европейское войско под командованием Папы как Бегемота и Порта вместо Зверя сойдутся на Балканах в Последней Битве! Но надо заметить, что это, наиболее оптимистичная версия, до чего на самом деле могли довести Князя такие учения неизвестно.
  
Таким образом, мы имеем, что слухи о вампирах распространяли либо папские посланники, которым была глубоко отвратительна мысль о возможности победы Левиафана, либо сами члены Ордена, которые возможно даже пытались проповедовать среди местных жителей, ведь нам неизвестно как именовались слуги левиафановы, может они официально назывались вампирами?


Итак, нами рассмотрены все стороны правления князя Влада III Валашского. Противоречия в них нет, любой нормальный человек, особенно того времени, в сложившихся обстоятельствах станет сажателем-на-кол, а тем более Князь, с детства взращённый на теологии Ордена, размах которой нам, далёким даже от упрощённой современной религии, людям оценить сложно.
  
Положительным или отрицательным героем является Князь Влад, каждый определяет для себя сам, я считаю его положительным, что сильно бросается в глаза в моём повествовании, тех, кто придерживается другой точки зрения, приглашаю на диспут в наш форум. Если у кого-то есть дополнительная информация, буду рад, если вы её мне пришлёте. При большом её количестве или же если она качественно перевернёт всё с ног на голову, я опубликую новую версию статьи.
  
На этом позвольте откланяться….